Долгая дорога на Троещину. Подольский мост в Киеве строят уже 25 лет

Автор: | 13.05.2018

Подольский мостовой переход в Киеве в 2018 году празднует двадцатипятилетие. Нет, не с момента ввода в строй, а с начала строительства.

Крымский мост накануне ввода в эксплуатацию его автомобильной части оказался в центре внимания украинских СМИ. Журналисты смакуют информацию о якобы имеющихся серьезных повреждениях, приводят комментарии украинских экспертов о бессмысленности проекта, обсуждают возможность получения контроля над мостом в счет «российской контрибуции».

Мост через Керченский пролив, вне всякого сомнения, — самый популярный объект подобного рода на Украине. И в его тени практически теряется старший «собрат»: Подольский мост в Киеве. А ведь 2018 году он празднует двадцатипятилетие. Нет, не с момента ввода в строй, а с начала строительства.

Большому району — большой мост

Первые планы возведения этого объекта появились примерно в 1979 году. Бурно развивающаяся столица Советской Украины начинала возведение нового жилого массива на левом берегу Днепра: он носил название Вигуровщина-Троещина (или просто Троещина, как называют его сами киевляне).

Сегодня на 3265 га территории Троещины проживает около 280 тысяч человек. С правобережной частью города массив связывает построенный в 1976 году Московский мост.

Но главной транспортной артерией для жителей района должен был стать Подольский мост, или, точнее Подольский мостовой переход.

Двухъярусное сооружение, состоящее из трёх мостов и соединяющих их эстакад, переброшенных через реку Днепр и рукав Десёнка, должно обеспечить движение не только автотранспорта, но и поездов метро. Троещину с другими районами должна связать четвертая линия Киевского метрополитена: Подольско-Вигуровская.

Три ее станции, согласно плану, расположены на эстакадах Подольского мостового перехода.

Последний проект Георгия Фукса

Технико-экономическое обоснование строительства мостового перехода через Днепр было разработано к 1989 году. Автором проекта стал Георгий Борисович Фукс, выдающийся советский специалист в области мостостроения.

В Киеве Фукс спроектировал и построил метромост и уже упоминавшийся Московский мост, за что был удостоен премии Совета министров СССР. Еще один объект работы инженера в Киеве — Южный мост, за который Георгий Борисович был отмечен Государственной премией СССР.

Нет никаких сомнений в том, что этого замечательного инженера ждало признание и за Подольский мост, но тут произошел форс-мажор под названием «распад Советского Союза».

Правда, советская инерция продолжала действовать, поэтому никому не пришло в голову отказаться от моста как от «безумного коммунистического наследия». 19 апреля 1993 года Киевский горсовет окончательно утвердил проект, и стройка была начата.

Стройка с «перекурами»

Работы шли ни шатко ни валко, а затем и вовсе были прекращены. Причина довольно банальная для «лихих девняостых» на постсоветском пространстве: отсутствие финансирования.

Вернулись к проекту на излете правления президента Леонида Кучмы, в 2003 году. Планировалось, что стройка будет завершена к 2007 году. Но вскоре страна погрузилась в пучину «Оранжевой революции» и денег на продолжение строительства опять не стало.

Замораживать проект снова не стали, просто перенеся сроки окончания работ. В марте 2008 года, в канун пятнадцатилетия строительства, ушел из жизни Георгий Фукс, так и не увидевший своего последнего детища в рабочем состоянии.

В 2012 году Украина принимала футбольный чемпионат Европы, и завершение стройки решили приурочить к этому событию.

То кран, то Майдан

В 2011 году, однако, стало ясно, что эти планы чересчур оптимистичны. На строительстве объекта был задействован несамоходный плавучий кран «Захарий LK-600» грузоподъёмностью 680 тонн. 18 ноября 2011 года при установке верхних секций моста кран упал. Обошлось без жертв, но сам «Захарий» получил серьезные повреждения, которые требовали капитального ремонта.

Любопытно, что плавучий кран был построен на заводе «Ленинская кузница», принадлежащем Петру Порошенко. После аварии 2011 года на строительстве Подольского моста он больше не использовался.

22 октября 2012 года Кабинет министров Украины выделил 7,92 миллиона гривен на снос 133 садовых участков из 265 домов, сооружений и зелёных насаждений Русановских и Воскресенских садов, предусмотренных к сносу при строительстве эстакады Подольского мостового перехода.

Новой датой завершения строительства называли 2013 год, но планы опять были сорваны. А затем начался «Евромайдан».

От российских металлоконструкций отказались по политическим соображениям

Изменение украинских реалий коснулось и моста, который сейчас чаще именуют Подольско-Воскресенским. Во время возведения Московского моста в семидесятых использовались металлоконструкции предприятия «Воронежстальмост». Там же изготавливались конструкции Крымского моста и все необходимое для Подольского моста.

Теперь специалисты рапортуют: от российских конструкций отказались. 

«С 2014 года категорически прервали все контракты. Полностью качественной продукцией нас снабжают украинские металлурги», — рассказывал летом 2017 года порталу «Укринформ» главный инженер по надзору за строительством мостового перехода Дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений Киева Александр Здольник.

Он же сообщил, что ситуация с финансированием наладилась и все работы по мосту можно будет завершить к 2021 году.

Отличное место для роботов-зомби

Мэр Киева Виталий Кличко более оптимистичен. В феврале 2018 года он посулил открытие моста уже в 2019 году. Правда, речь идет только о движении автомобильного транспорта. Запустить метрополитен на Троещину в администрации Киева хотят в 2023 году.

За последние годы Кличко пытался привлечь к строительству различных инвесторов: немецких, японских, китайских. С последними в ноябре 2017 года был подписан меморандум, предполагающий, что китайский консорциум возьмет на себя финансирование строительства метро. Речь идет о сумме приблизительно в 2 миллиарда долларов.

Нельзя сказать, что Подольский мост сейчас стоит без дела. Его облюбовали экстремалы и режиссеры. Последние используют объект для съемок клипов и рекламы. Французы, снимавшие рекламу моторного масла, например, сочли, что мост отлично подходит для сюжета про роботов-зомби.

«Это будет достояние нашего Киева: мост недостроенный»

В начале 2018 года журналист проекта Open Ukraine Александр Мединский вышел на улицы Киева с вопросом к горожанам: почему столь важный для столицы объект никак не могут достроить и будет ли стройка все-таки доведена до конца?

При этом репортер усложнял задачу, напоминая: Россия практически завершила за четыре года куда более сложный технически проект возведения моста через Керченский пролив.

И вот что отвечали Мединскому киевляне

«Надо денег на это найти, а их нет»

«Сравнили Россию и Украину. Еще дольше он будет стоять. А когда будет достроен… Опять же, за счет кого? За счет простых налогоплательщиков»

«Мне кажется он так и останется. Это будет достояние нашего Киева: мост недостроенный»

«Это китайцы за 1 год строят мосты по 100 км. А у нас никогда не будет. Много денег надо. Мы здесь родились, мы не приезжие. Мы видели, как это „строилось“»

«Я слышал, что китайские инвесторы взялись за эти дела. Обещают через 5 лет. Своими силами не справляемся. А у Крымского моста, говорят, с грунтом проблемы, поэтому есть сомнения в его успешной сдаче»

«Сдадут в конце концов. Будут выборы, начнутся лозунги. Может быть, и сдадут когда-нибудь»

Мост еще не готов, но его уже пообещали сделать платным

Уже очевидно, что автомобильная часть Крымского моста войдет в эксплуатацию раньше, чем аналогичный сегмент моста в Киеве. Если верить заявлениям Виталия Кличко, киевская стройка еще может потягаться с железнодорожной частью Крымского моста, которая должна войти в эксплуатацию в 2019 году.

А в целом хочется пожелать, чтобы нынешнее поколение киевлян застало Подольский мост в рабочем состоянии. А то ведь, с учетом того, когда начиналась стройка, не исключено, что это объект станет первым в мире мостом, начало капитального ремонта которого произошло раньше, чем открытие.

Кстати, в сентябре 2017 года заместитель главы КГГА Геннадий Плис сообщил, что Подольский мост планируется сделать платным. Правда, взимать деньги власти собираются только с иногородних. «Если инвестор вложит средства в строительство моста, он должен будет вернуть свои деньги, да еще и заработать. Одним из вариантов его прибыли и может быть плата за проезд», — приводит слова Плиса украинский портал «Вести».

Источник